Личный кабинет
За последние два года число брендов на рынке выросло в десятки раз. Каждый второй создает бизнес и развивается, как предприниматель.

С одной стороны — классно, потому что потребитель свободно выбирает. С другой — большинство брендов делается на волне трендов, быстро угасают или остаются безликими — инфошумом для пользователей.

Каждое касание с пользователем — дизайн, общение, пользовательский опыт — создает образ продукта в его глазах. Каждый пункт — постоянная работа, начиная с дизайна продукта и продолжая в маркетинге.

Главную роль для бизнеса играет брендинг.

Брендинг — это искусство поиска, уточнения смыслов и их переведения в точные образы, для увеличения прибыли бизнеса.

Бренд — это о том, какие ассоциации, ожидания, истории и эмоции бизнес вызывает у клиента. Бренд определяет решение покупателя при выборе того или иного товара.

На первый взгляд бренд — не первое, что приходит в голову при обсуждении дизайна. Когда дизайнер работает с проектом, он, конечно, думает о целевой аудитории и визуальных элементах, которые использует. Но вряд ли сразу понимает важность бренда и его отражения в этих элементах. И это ошибка.

Ощущение, что в компании сидят специальные люди, которые подумают о бренде, а остальным это не нужно — обманчиво. Будь это десять человек в команде, или тысяча — каждый должен знать, о чем бренд и понимать, как работают его элементы: внешние и внутренние.

Если основу брендинга — ценности и смыслы, миссию, целевую аудиторию, идентичность, историю и голос — определяют бренд-менеджер и владелец компании, то воплощает это в визуальном стиле дизайнер.

Бренд транслирует ценности через каналы комуникации. Это не только упаковка продукта. Даже придумывая надпись для кнопки в интерфейсе, дизайнер задает тон голоса бренду.

Создает интерфейс продукта, обложку и упаковку, оформляет площадки общения с клиентом — придумывает, как решать задачи компании, продает и вызывает эмоции. Все это формирует образ компании в глазах клиентов.
Какого дизайнера хотят схантить все компании и причем тут брендинг
За что отвечает дизайнер
Брендинг — это больше, чем логотип и фирменные цвета. Дизайнеру важно это понимать. Недостаточно разобраться в цветовых сочетаниях и создании логотипов.

Брендинг включает проработку имиджа компании, миссии и ценностей, позиционирование на рынке, tone of voice, дизайн-концепцию.
По сути дизайнер занимается последним пунктом. Но чем лучше он разобрался с предыдущими, тем эффективнее работает дизайн.

На плечах дизайнера лежат три задачи по брендингу.

Первая — поддерживать единство. Дизайнер не только делает площадку удобной, он создает ее, как продолжение бизнеса. Когда сервисы и материалы работают по одним правилам и воспринимаются, как части единого целого.

Дизайнер следит, чтобы все, что он создает, соответствовало ценностям и миссии бренда, работало на целевую аудиторию и вызывало нужные бизнесу эмоции и ассоциации.

Следующая задача — работа с визуальными элементами бренда.

Брендинг — это одновременно творческий процесс и аналитический подход. На каждом этапе здесь нужна последовательность. Чтобы ничего не упустить, компании создают брендбук — руководство по фирменному стилю, где собраны правила и элементы брендинга.

Дизайнер участвует в создании брендбука или берет готовый и работает с визуальными или внешними элементами бренда.

Давайте разберем, какие это элементы.

Логотип

Логотип — это главный символ и визуальное представление компании наравне с названием, который узнается и запоминается. Важна каждая деталь — буква, форма и цвет.

Создание логотипов — отдельная и сложная тема, ведь здесь важно в простую и понятную форму укомплектовать нишу, ценность и индивидуальность.

Цвета

Цвета формируют фирменный стиль и будут представлять бренд на каналах коммуникации. В логотипе, паттернах и других повторяющихся элементах, что используют в рекламе, на сайте, в упаковке и так далее.
При выборе цветов учитывают психологию цвета, потому что здесь важно вызвать нужные эмоции и ассоциации. И тогда бренд закрепится в умах клиентов.

Типографика

Также как и цвет формирует бренд и доносит идеи и смыслы. Играют роль форма букв, дизайн и расположение — все это вызывает ассоциации у пользователей.

В типографике советуют выбрать не больше трех шрифтов. И чтобы каждый работал вместе с другими и использовался и в упаковке, и для сайта, и на других площадках.

Персонаж или герой

Как и слоган не обязателен, но круто запоминается и вызывает эмоции. Потому что образ близок к человеческому. Это располагает, потому что клиент ассоциирует себя и бренд с самим персонажем, либо с качествами.
Герой становится как реальная личность — сотрудник или директор, или выдуманный персонаж — например, известные персонажи M&M’s.
Дизайнер может стать универсальным спецом и работать комплексно — разрабатывать фирменный стиль для бизнесов. А может уйти в специализацию. Существуют отдельно дизайнеры логотипов, иллюстраторы, создающие персонажей и дизайнеры, работающие преимущественно с типографикой. На каждого найдется свой раздел брендбука :)

Третья задача — понимание принципов и зачем это нужно.

Дизайнеру приходится работать как с большими брендами, у которых уже все по полочкам и прописано, так и с маленькими, которые только встают на ноги и будут совместно с дизайнером изучать пользователей и рынок. Для общения с первыми и помощи вторым важно понимать принципы работы брендинга.

Дизайнеры часто думают об инструментах, интуитивно-понятном использовании, о том, как сделать понятно и красиво. Но удобных и красивых приложений, продуктов и сайтов — множество, они безлики.
Если не понимать с каким брендом ты работаешь, вряд ли получится отразить суть. Иногда ситуация складывается хуже — продукт идет вразрез со стратегией и tone of voice.

Задача дизайнера — познакомиться с брендом. Это такой же важный этап, как анализ рынка и техническое задание перед началом работы с клиентом и проектом.

Если брендбук с готовым фирменным стилем не сформирован — дизайнер задает заказчику вопросы о бренде самостоятельно.
Как освоить брендинг дизайнеру
У дизайнеров-новичков округляются глаза при вопросах о брендинге. Объективно создавать фирменный стиль для компании начинающему сложно и рановато. Однако все равно как можно раньше начинай работу с клиентами по смежным и маленьким задачам — создание логотипов, оформление соцсетей или упаковки. И подтягивай теорию.

Смотри историю культовых брендов

Читай статьи о компаниях с сильных и разбирай, как они захватили рынок, там часто прописана история успеха с точки зрения брендинга. Примеры таких брендов — Coca-Cola, IKEA, Chanel, KFC, McDonald's, Tiffany’s, Nike, Mercedes и Apple, а из местных — «Жизньмарт».

Рекомендация: о громких кейсах мира брендинга можно прочитать в книге «Как Coca-Cola завоевала мир. 101 успешный кейс от брендов с мировым именем».

Изучай готовые брендбуки

На старте карьеры дизайнеру лучше работать с проектами с готовыми брендбуками, но не бездумно. Смотри, как он устроен, какие используются приемы и элементы и как они связаны с ценностями и идеями компании.

Разбирай темы по отдельности

Ищи материалы по созданию логотипов и персонажей, психологии цвета и других элементов брендинга. Выявляй западающие зоны и то, что интереснее развивать. Подпишись на тематические телеграм-каналы, ютуб-каналы, дизайнеров и дизайнерские бюро, читай книги по теме. Так поймешь, что тебе больше подходит.

Обучение с блоком по брендингу

Можно собирать знания отрывочно и выделять главное. Однако наш совет — получить базу в одном месте на курсе. Где информация актуализирована действующими дизайнерами, которые давно на рынке, в комплексе с практикой и обратной связью.

Ищи программы, в которых брендингу посвящены отдельные блоки лекций. Где знания даются комплексно. С такими курсами ты станешь дизайнером, нужным бизнесу, потому что брендинг — основа их конкурентоспособности.

С развитием в брендинге растет уровень уверенности и ответственности, а также развивается стратегическое дизайнерское мышление. Благодаря чему дизайнер работает с большими компаниями, командами и задачами вдолгую, а не с разовыми проектами.

Делай первый шаг в брендинг прямо сейчас — смотри запись лекции создателя бренд-стратегии «Жизньмарта» — Александра Рязанова.
Александр — бренд-стратег агентства FUNKY и спикер курса «Основы брендинга».

На курсе под его руководством разработаешь собственную бренд-стратегию. А пока начинай знакомство. Желаем приятного просмотра :)