Дополнительные материалы | Эффективный копирайтинг

Бриф клиента

В работе копирайтера, существует много приемов и инструментов, которые помогают создавать эффективные тексты.
Один из таких инструментов – брифинг.

Когда заказчик обращается к копирайтеру с просьбой написать текст, важно, чтобы обе стороны понимали цели и задачи проекта. Здесь брифинг становится неотъемлемой частью процесса.

В процессе брифинга заказчик предоставляет копирайтеру информацию о своем бизнесе, продукте или услуге, целевой аудитории, особенностях рынка и конкурентов.

Суть брифинга:

1. Брифинг важен для обеспечения взаимопонимания между заказчиком и исполнителем.

2. Брифинг помогает копирайтеру получить полное представление о том, что требуется от текста и какие выгоды и преимущества нужно подчеркнуть.

3. Брифинг позволяет заказчику выразить свои ожидания и предпочтения относительно стиля, тональности, объема и ключевых сообщений текста.

4. Копирайтер, в свою очередь, может задавать уточняющие вопросы и обсуждать детали, чтобы убедиться, что обе стороны на одной волне.

5. Благодаря брифингу копирайтер получает ценную информацию, которая позволяет ему создать текст, отвечающий требованиям и ожиданиям заказчика.

Что такое брифинг и зачем

Брифинг — первый этап работы с заказчиком, где обсуждают детали будущего проекта, которому нужны тексты. Копирайтер собирает информацию: какое у клиента видение, потребности, ресурсы, цели и ожидания. Грамотно составленный и заполненный брифа решает, какими будут дальнейшие этапы работы.

Брифинг — это разные форматы, тут нет единого шаблона. Это может быть анкета, которую ты отправляешь заказчику, созвон в зуме или личная встреча по возможности двух сторон, либо переписка в мессенджере.

Личная офлайн-встреча

Результативно, если проект требует привлечения нескольких сотрудников со стороны компании. Если позволяет ситуация — все в одном городе и готовы выделить время — быстро решает вопрос. Здесь ты знакомишься с заказчиком ближе психологически, понять и услышать друг друга проще. Но в digital-мире не всегда удобен.

Созвон по видеосвязи

Популярный способ брифинга. Здесь важно соблюсти правила звонка — желательно общаться с камерой и в комфортных условиях. Подготовить список вопросов заранее и следить за таймингом. Предусмотреть технические сложности, подготовить материалы, чтобы демонстрировать экран и так далее. Здесь психологически сложнее, но нет ограничений по географии и занятости клиентов и тебя.

Анкета

Самый простой вариант — вопросы прописаны заранее и всё будет храниться в одном файле. Но важно прописать понятные для заказчика вопросы. Учти, что тут вероятно придётся провести дополнительный созвон для уточнения деталей, чтобы понять, что вы друг друга поняли. Здесь клиент может не уточнить и не задать вопрос, если не разобрался. Созвониться обсудить спорные моменты проще.

Переписка

Если двум сторонам комфортно — переписка тоже способ обсудить детали, можно обратиться в подходящее время в течение суток, проще вести разговор. Но потом собери всё в отдельный файл и ещё раз согласуй с клиентом — правильно ли ты его понял. Если оставить информацию в переписке, потом будет сложно искать и собрать в целое.

Задачи брифинга:

— Сэкономить время и упорядочить информацию — обозначить суть проекта, цели текстов, чтобы и исполнитель, и заказчик понимали это одинаково;

— Избежать недопонимания в общении с клиентом и понять, подходите ли вы друг другу. Лучше разобрать это на старте, вдруг не сойдётесь в подходах решения проблем и TOVу;

— Составить ТЗ и договор после — зафиксировать договорённость между заказчиком и исполнителем. Если двум сторонам комфортно — переписка тоже способ обсудить детали, можно обратиться в подходящее время в течение суток, проще вести разговор. Но потом собери всё в отдельный файл и ещё раз согласуй с клиентом — правильно ли ты его понял. Если оставить информацию в переписке, потом будет сложно искать и собрать в целое.

Что важно учесть на этапе брифинга

Давай разберём, какие пункты добавить в брифинг и расписать уточняющие вопросы. В каждом блоке затронь все пункты в отдельном опросе. Даже если ты созваниваешься, а не отправляешь анкету — пункты и каждый вопрос пусть будут прописаны и лежать перед глазами. Так ты не упустишь важных деталей.

Общая информация о компании и продукте заказчика

Название, контакты. Ниша клиента, продукты и услуги, УТП, целевая аудитория и конкуренты. Ценности, философия, tone of voice. Запросить брендбук и редполитику, если они есть.

Планы и задача

Какие у бизнеса цели и проблемы сегодня. Например, бренд развивается и ставит задачу увеличить охват и экспертность на рынке с помощью статей на Яндекс.Дзен, либо подорвал репутацию или не строил её грамотно, и важно писать такие тексты, чтобы это нивелировать. Каким он видит результат взаимодействия и каких целей с твоей помощью хочет достичь.

Бюджет и сроки

Вот здесь ты определяешь возможности себя и заказчика и смотришь, получится ли достичь целей. Какой бюджет клиент готов выделить на оплату работы копирайтера. Обозначай свой заработок заранее и какие задачи туда входят. Фиксируй это на старте, чтобы не взять уже во время работы не свою нагрузку без дополнительной оплаты. Для этого прописывай себе, какими услугами ты, как копирайтер конкретно занимаешься.

Роли, риски и согласование

Заранее распредели роли, кто за что ответственен, кто будет контролировать процесс и на каких этапах, как проходит согласование, кто предоставляет визуальные материалы. Это поможет избежать дальнейшей путаницы и конфликтов. Также пропиши вместе риски: что может пойти не так. Например, сократились сроки или цели стали неактуальны из-за изменившихся обстоятельств.

Подытожим и посмотрим, как может выглядеть примерный список вопросов на бриф:

1. Название компании

2. Дайте характеристику организации:

— физический адрес;

— специфика;

— время работы;

— ассортимент услуг.

3. Укажите ссылки на ваши социальные сети и сайт.

4. Есть ли у вас уникальное торговое предложение (то, что выделяет вас среди конкурентов)?

5. Расскажите преимущества вашего товара/услуги.

6. К какой ценовой категории относится ваш товар/услуга?

7. Имеется ли у вас сервисное обслуживание (например, доставка, гарантия и

др)?

8. Имеется ли у вас брендбук, гайдбук и логобук? Если имеются, то пришлите, пожалуйста, ссылки на файлы.

9. Имеются ли у вас определённые акции или спец. предложения? Если имеются, то подскажите, пожалуйста, как часто в месяц.

10. Укажите ваших конкурентов, их сильные стороны, чтобы вы хотели перенять у них и ссылки на их социальные сети.

11. Опишите вашу целевую аудиторию — минимум 3 группы сегментов (возраст, пол, география, социальное положение и поведение).

Например, сегмент 1: женщины, 25-34 лет

— замужем, есть дети, живут в больших городах

— работают на должности менеджеров

— часто коммуницируют с людьми и устают

от этого, вне работы хотят отвлечься от этого.

12. Укажите, почему ваша целевая аудитория выбирает именно вас.

13. Какие боли и страхи есть у ваших клиентов (то, что может их остановить сотрудничать с вами)?

14. Каковы ваши цели, которые вы хотите решить при помощи текстов?

15. Какие задачи по-вашему решает текст?

16. Какие вам нужны форматы текстов и на какие площадки?

17. Подскажите, какие инструменты (в контексте текстов) вы уже использовали и какие были результаты?

18. Укажите, пожалуйста, аккаунты, тексты которых вам импонируют.

19. Имеется ли у вас отчет и аналитика по текстам за последние полгода?

20. Имеются ли у вас материалы с фотосессий?